Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ в детском саду комбинированного вида
Быльцева Ирина Александровна
методист МБДОУ "Новоаганский ДСКВ "Лесная сказка" Ханты-Мансийский АО - Югра, Нижневартовский район, пгт.Новоаганск Россия
20 августа 2019 года, МБДОУ "Новоаганский ДСКВ "Лесная сказка", пгт.Новоаганск.
В ролике рассказывается об организации работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада.Представлены направления работы и краткое описание используемых образовательных технологий.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной на сегодняшней. Это связано, во-первых, со значительным увеличением численности данной группы в обществе, в, во-вторых, с появляющимися новыми возможностями для их адаптации.
В детском саду «Лесная сказка» пгт.Новоаганск функционирует 2 группы комбинированной направленности, которые посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и со сложной структурой дефекта. В своей работе с детьми педагоги используют различные образовательные технологии, умело сочетая традиционные технологии с инновационными, способствуют развитию каждого ребенка через создание благоприятных условий. Вопросы коррекции и развития детей, имеющих особые образовательные потребности, сообща решают все специалисты детского сада: воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, педагог-психолог.
Ежедневно педагоги проводят различные виды гимнастик, организуют динамические паузы, грамотно организуют различные виды деятельности. Активизировать речевую и эмоциональную сферу помогает сказкотерапия. При взаимодействии с различными видами кукол у детей накапливаются новые знания, умения, расширяется горизонт новых возможностей взаимодействия с миром. Учителя-логопеды в своей практике используют комплекс массажных упражнений: самомассаж, точечный массаж, зондовый массаж. Также ими активно применяется су-джок терапия, которая органично вписывается в образовательный процесс с детьми с ОВЗ. Большой эмоциональный отклик у детей находят занятия по тестопластике, коллажированию, рисованию цветной солью. Создавая свои детские шедевры малыши не только развивают мелкую моторику, которая имеет немаловажное значение в речевом развитии, но и фантазируют, общаются. Неотъемлемой частью логопедической работы являются занятия логоритмикой. Физическое упражнения и звуки активизируют мозговые центры, стимулируют мыслительные процессы. Кроме того, музыкальные игры с речевым сопровождением способствуют снятию мышечного напряжения, которое присутствует у многих детей с речевыми нарушениями.
Помимо оздоровления и развития детей с ОВЗ педагоги ставят задачу помочь воспитанникам социально адаптироваться. Для этого активно используется потенциал социальных партнеров. Проводятся мероприятия в детской библиотеке, в Центре дополнительного образования, в детской школе искусств, в детско-юношеской спортивной школе.
В группе воспитатели создают доброжелательную психологическую атмосферу, ситуацию успеха каждому ребенку, учат общаться и быть внимательными друг к другу. А для ребенка со своим особенным восприятием мира это очень важное условие. Для этого воспитатели используют различные психологические приемы, рефлексивный круг, разноуровневые задания, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Особое место занимает сотрудничество с родителями. Для них педагоги постоянно проводят различные семинара, практикумы, тренинги, мастер-классы, на которых они получают новые знания в вопросах воспитания, обучения и развития малышей.