"Коли жизнь – борьба, творчеству даже вне свободы нет границ"
Григорьев Игорь Александрович
Мастер производственного обучения, преподаватель Филиал № 7 ФКП образовательного учреждения № 46 ФСИН Владимирская область, пос. Пакино Россия
«Свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой».
(Ф. М. Достоевский)
Я, Григорьев Игорь Александрович, работаю мастером производственного обучения и преподавателем в филиале № 7 ФКП образовательного учреждения № 46 ФСИН. В настоящее время обучаю столяров и станочников деревообрабатывающих станков. С 17 мая по 19 июня 2017 года – время проведения конкурсов среди обучающихся и выпускников профобразования. Проводя подготовку к конкурсам «Техническое творчество» и «Лучший по профессии» в мае и июне, я провожу дополнительные внеклассные занятия, на которых консультирую будущих конкурсантов. Отношение к конкурсам серьёзное и основательное. Желающие принять участие в творческом конкурсе могут изготовить изделие, в соответствии со своим увлечением: столярные дело, живопись, резьба и выжигание по дереву. Среди желающих встречаются очень интересные творческие личности…
Наверняка, вам уже случалось слышать о знаменитых художниках, которые оставили молодые годы за решёткой Караваджо, Казимир Малевич. Возможно об одном таком творческом человеке я собираюсь вам рассказать. Астафьев Михаил Николаевич имеет специальность «Станочник деревообрабатывающих станков 2 разряда», «Столяр 3 разряда» и в настоящее время повышает квалификацию.
Михаил проявляет огромный интерес к обучению. С искренним желанием изучает различные предметы. Имеет талант к живописи и пирографии. В связи с этим как творческий человек регулярно участвует в различных конкурсах и олимпиадах. Занял 2 место в олимпиаде по экономике и 2 место во всероссийском литературно-художественном конкурсе «Лежит на ладони Серебряный век» на сайте «Профобразование».
В выполненной им авторской картине Михаил создал художественный образ памяти, внутренне зеркальное отражение любви Марины Цветаевой к её любимой художнице XIX века Марии Башкирцевой, автору самого знаменитого в Париже дневника.
Преуспел Михаил и в профессионально-учебной деятельности как столяр. К ежегодному конкурсу «Техническое творчество» в рамках учебной программы образовательного учреждения он изготовил раскладной инструментальный ящик. Ящик отделан обжигом. И в нём можно хранить инструменты, мелкие предметы и материалы. Необходимая вещь для столярной мастерской и для дома.
За свою работу был награждён грамотой.
Как показывает практика, участие осуждённых в общественной жизни колонии, в учебной и трудовой деятельности положительно учитывается при рассмотрении вопроса условно-досрочного освобождения.
В рамках применения методов пенитенциарной педагогики было решено попробовать декоративно-прикладное творчество. В результате чего были изготовлены три панно по мотивам известных современных художников-славянистов: А. Андреева, И. Ожиганова и М. Кулешова. Панно для конкурсов были изготовлены методом художественной пирографии по берёзовой фанере. Работа с выжигательным прибором для Михаила новая, но по его впечатлениям очень интересная и захватывающая.
Вообще искусство не возникает на пустом месте, оно не рождается из ниоткуда. В детстве Михаил мог часами смотреть на закат и рассвет, наблюдать, как меняются краски, играют тени. Ещё в начальных классах преподаватель ИЗО развивал в нём умение не просто копировать этюд, а именно чувствовать пространство и видеть всё разнообразие цветов.
У Михаила были взлёты и падения. Жизнь внесла коррективы в его судьбу. В социуме он занял далеко не идеальное место, и творчество его долгое время оставалось чем-то вроде хобби. В настоящее время, благодаря применению методов пенитенциарной арт-педагогики, он словно окунается в иной мир. Творческие успехи для него как медитация, энергетическая подзарядка.
И практически во всех его работах прослеживается некое одиночество. В криминальной субкультуре он как белый волк – вроде и в стае, но не семья. И в обществе – в роде среди всех, но с иными взглядами на жизнь.
Его предпочтения в живописи – пейзажи. Он передаёт динамику несущейся горной реки, бурлящих водопадов, девственную природу лесов, где рука человека не внесла изменений, зеркальную гладь озёр с буйством красок окружающей растительности. Поражает многообразие оттенков при создании на картине облачного небосвода. При создании зимнего пейзажа он старается передать на холсте всю цветовую гамму, которая может возникнуть на снегу при взаимодействии с солнечным светом.
В мастерской, где он работает много незаконченных картин, среди которых имеются и портреты родственников осуждённых. Данные работы выполняются через «Стол заказов», работающий на территории учреждения. Осуждённые могут официально оформить заказ и отправить домой работы, передав их родственникам во время проведения свиданий или забрав по освобождению.
Наброски будущих картин рождаются сами по себе: при выполнении обычной работы, на прогулке. Этот процесс всегда вызывает у Михаила бурю эмоций. Порой за работой он теряет связь с реальностью и временем. В результате кропотливого труда выходит картина, не похожая на предыдущие работы. Кто хоть раз брал кисть в руки, знает, сколь увлекательно и проникновенно это занятие. Игра цветов, теней разыгрывает настоящее фантазийное представление. Михаилу знакомо это потрясающее ощущение, когда в законченной работе даришь красоту и радость людям, делишься эмоциями и частичкой своей души, своего внутреннего мира.
Его любимые художники - Шишкин и Айвазовский. Он часто пишет картины по их мотивам, что приносит ему огромное удовлетворение и помогает в качестве его исправления – переосмысления жизненных ценностей и принципов.
Со временем и у него сложился свой стиль. Картины Михаила напоминают, насколько красива и величава русская природа, окружающая нас своей натуральной красотой.
"На основе того, что человек делает из себя, определяются его статус в мире, его характер, его личность". Творческая личность – это человек, способный проникать в суть идей и воплощать их вопреки всем препятствиям вплоть до получения практического результата.
Использование арт-педагогических методов в условиях изоляции помогает осуждённому выступать помощником процесса исправления, более того, он – активный борец за своё изменение и развитие. Больший эффект даёт мобилизация внутренних сил Михаила, стимулирование его гуманизма с тем, чтобы активизировать стремление к самореализации и саморазвитию. Михаил выступает как творец внутреннего мира, способный планировать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни. Механизмы воздействия искусства на психолого-педагогические процессы являются важным средством воспитания, влияющим на нравственность личности, а также на формирование мышления, эмоций и чувств.
Искусство помогает осваивать действительность через призму высших ценностей бытия, возвращая в жизнь человека человечность.
При последней встрече с ним в мастерской он заканчивал картину с ярким названием «Жизнь – борьба», описывая которую, сравнивал со своей историей. Он поведал, что в ближайшем будущем уже став полноправным гражданином социума он собирается продолжить творчество в дизайне. Даже если что-то не сразу устроится, он не зациклится на месте, а пойдёт вперёд к развитию. Развиваться как внутренне, так и внешне. Имеет желание выстроить уютный дом для семьи. Праведно воспитывать детей и вложить в них то, чего не хватало ему.
Михаил постоянно ищет что-то новое для себя в творчестве и это помогает ему, потому что есть интерес к дальнейшей жизни, полноценной семейной жизни, где будет место творчеству, свободному творчеству без границ.
В этот момент его глаза искрили мечтой и надеждой...
На момент публикации репортажа Михаил Астафьев освобождён досрочно. И сейчас находится в поисках новой жизни как правопослушный гражданин. Мы пожелаем ему успехов в выбранном им пути! И будем надеяться, что всё у него получится! Не в его характере топтаться на месте.
…Ведь жизнь – борьба!
…Ведь жизнь – борьба! Не жди спасенья с неба.
Страдай, борись и за собой веди.
Нам Родина нужна как в голод ломоть хлеба,
Как сердце беспокойное в груди.
…Очень трудно покинуть земное.
Смертных это пугает всегда.
Но страшней и печальнее втрое
Жизнь прожить, не оставив следа.
Можно век прокоптеть и исчезнуть.
Можно краткие годы прожечь…
Жизнь! Страшусь быть тебе бесполезным
И в могилу как смертные лечь.
(Ленур Ибраимов)
Оставить отзыв или комментарий
|