Морозова Алла Станиславовна
Конспект интегрированного урока по литературе и православной культуре в 10 классе «Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Русское книжное слово возникло как слово христианское. Это было слово Библии, литургии, жития, слово Отцов Церкви и святителей. Письменность наша при начале своём подобна храму: она предстаёт устремлённой ввысь и увенчанной крестом. Прежде всего она научилась мыслить и говорить о Боге и, памятуя о нём, повествовать о делах земных. Учителями нашей словесности были равноапостольные Мефодий и Кирилл; первой школой – Святое Писание, греческая патристика, византийская культура. Уроки той школы прочно запечатлелись в образном строе, в лексике и даже в грамматических формах русского языка. Все позднейшие наслоения ложились на христианское основание его; оно сохраняется и в письменности нового времени. Конечно, круг тем, состав идей становится шире и сложнее уже в средневековой словесности. Начиная с летописания, мирские предметы, мирская речь занимают всё большее место, и наконец образуется вполне светская литература, казалось бы, окончательно отделившаяся от литературы собственно церковной, богословской, духовно-просветительной. Однако и в светской литературе, в разные её эпохи и в разных течениях, сохранялась живая связь слова с христианскими ценностями.
Содержание нашей словесности: внутренний религиозный опыт русского человека, поэзия веры и красота Церкви, сердечная теплота христианской любви, напряжённая религиозно-философская мысль. Всё это составляет сильную, разветвлённую линию в движении литературы, восходящую к древней книжности и не прерывающуюся доныне. Показать, какую роль играет христианское миросозерцание в нашей литературе, в каком умственном и нравственно-эстетическом окружении оказывается оно у разных писателей, в каких формах отражалось в поэзии и прозе – задача исследователей. Но учителя литературы и православной культуры могут рассматривать случаи, когда в произведении приоткрывается христианская первооснова личности и всего творчества писателя, когда с событием художественным связано происходящее в душе автора событие религиозное, когда литературное слово стремится к слову-Логосу, несёт на себе отблеск его света.
Широкое поле деятельности для такой работы представляет роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». На предлагаемом уроке совмещаются сведения из литературы и православной культуры. Чередование литературного и христианского материала позволяет учащимся более полно раскрыть для себя произведения Достоевского, понять их историческую и нравственную основу, осознать пафос произведения.
Тип документа: конспект
Целевой возраст: 16-17, 10 класс
Файл публикации удален администрацией, как устаревший.
|
Опубликовано:
1 августа 2011 года
|
|
Поблагодарили: Татьяна Халина, Елена Дворниченко, Светлана Хворостяная, Людмила Лебединская, Татьяна Дворниченко, Надежда Барсукова, Татьяна Толмачева, Лиана Солодовникова.
|