|
Коноваленко Татьяна Викторовна
"Система работы учителя биологии" (обобщение опыта)
Моя педагогическая концепция – «Использование творческого потенциала учащихся на уроках биологии». Она направлена не на то, чтобы дать готовый материал, «учить мыслям», а на то, чтобы «учить мыслить». Это позволяет накапливать у обучаемых разнообразные навыки и развивать интеллектуальные способности.
В связи с этим мои первоочередные задачи при общении с детьми:
• учить детей творчески относиться к процессу обучения.
• научить детей мыслить позитивно, применять свои знания практически
• говорить о своих выводах, мнениях, предположениях
• слушать, анализировать, сравнивать свои выводы с мнением других
В своем эссе я постараюсь обобщить опыт своей работы в период с 2004 по 2007 год и за 2010-2011 учебный год. За данный истекший период мною было проведено 5 открытых уроков на школьном уровне: «Типы плоских, круглых, кольчатых червей» 7 класс, « Органы растений. Цветок» 6 класс, «Строение и функции головного мозга» 8 класс, «Путешествие в подводный мир или сколько лет золотой рыбке?»,»Опоно-двигательная система человека» 8 класс.
В своей работе использую активные формы и методы обучения: проблемно-диалоговое обучение, проектный метод, тестирование, защита творческих работ, индивидуальная и групповая работа на уроке, деловые игры, лекции, семинары, что приводит к развитию интереса и мотивации к изучению биологии
На своих уроках наряду с обычными формами и методами обучения я часто использую творческий потенциал учащихся.
1. Работа с дополнительной литературой. На уроках, темы которых посвящены многообразию живых организмов, ученики с большим желанием готовят дополнительный материал и выступают с ним на уроке. Например, на уроках зоологии по многообразию и значению кишечнополостных, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих на уроках ботаники, посвященным разнообразию различных групп растений. С большим удовольствием дети подбирают материал о грибах. С особой охотой на такой вид деятельности откликаются учащиеся 6-7 классов. Особенно хорошо ребятам удаются подборки из рубрики «В мире интересного».
2. Учащимся старших классов характерно, особенно в последнее время, создание презентаций и их показ на уроке.
3. Иногда предлагаю детям написать небольшое сочинение на биологическую тему: «Осенние явления в жизни нашего парка», 5-ый класс «Животный мир реки Волга» 7-ой класс «Мой питомец», 5-ый класс «Экологические сообщества парка», 9-ый класс.
4. Многие опыты трудно провести во время урока, так как они требуют достаточно длительного отрезка времени, выходящего за рамки урока. А поэтому я даю задания по их выполнению в домашних условиях. Это относится к темам: «Прорастание семян», 6-ой класс «Мускулатура человека», 8-ой класс «Нервная система и поведение рыб», 7-ой класс «Выявление плоскостопия», 8-ой класс и др.
5. Развивая творческое мышление, я предлагаю учащимся изобразить свойство или процесс, как их представляет сам ученик. Например: изобразить процесс фотосинтеза в виде рисунка что становится с легкими при курении последствия воздействия человека на природу я охраняю животных наша планета в будущем.
6. Чтобы сделать урок более интересным, а учащихся более активными, предлагаю учащимися сделать подборку стихов, загадок, пословиц, поговорок согласно теме урока. Такую практику применяю при изучении тем: «Строение цветка», «Семейства цветковых растений», «Видоизмененные побеги».
7. Одним из направлений моей работы является организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке с текстом с последующей формулировкой выводов или выделением главного. Особенно удался интегрированный урок с таким подходом в 9-ом классе на тему «Независимое расследование: «Галогены и жизнь». Группам учащихся было предложено найти в предоставленных источниках информации материал об истории их открытия, нахождении галогенов в природе, их физических и химических свойствах, значении для здоровья человека.
С заданием справились не только группы в целом, но ответы звучали из уст каждого ученика. Аналогичную форму работы предлагаю при изучении отрядов животных, семейств растений, основ учения об эволюции, органоидов клетки и т.д.
8. Наличие творческого потенциала учащихся, знаний в области компьютерных технологий и навыков работы с программным материалом, позволило участвовать моим ученикам в различных конкурсах и олимпиадах как школьного, так и районного уровней: Слет юных экологов, Экологический брейн-ринг, Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество», Межрегиональная экологическая олимпиада, Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Региональный этап.
В своей работе я использую Интернет и компьютерные технологии при проведении школьных уроков, элективных курсов, для выступлений на заседаниях методического объединения учителей естественных наук.
Тип документа: доклад
Целевой возраст: учителя
Файл публикации удален администрацией, как устаревший.
|
Опубликовано:
23 ноября 2011 года
|
|
Поблагодарили: Валентина Гревцова, Елена Однобокова.
|
|