На главную страницу сайта "Педагогический мир"
 
  Запомнить меня
 
  • Забыли пароль?
• Регистрация
 
 


• Об издании
• На главную страницу
• Поиск документа
• Личные страницы

• Дошкольное образование
• Начальная школа
• Средняя школа
• Доп. образование
• Профессиональное образование

• Новости и акции
• Как опубликовать работу
• Условия публикации
• Оформление материалов
• Свидетельства о публикации
• Рецензии на публикации
• Ответы на вопросы
• Написать редакции

• Репортажи

• Наша группа вКонтакте

• Детская доска почета
• Книга почета отличников

• «Звёзды Нового Века»
• Фестиваль «Южный Полюс»
• Сервисы для педагогов «PEDMIX»
• Педагогическая олимпиада
• Фестиваль культуры и искусства

• Песни для детей
• «Педагогическая газета»
• Методический центр «NUMI»

• Сайт для Вашего коллектива

 
 

Эсполова Зарема Ильясовна
Методическая разработка " Психогимнастика как средство развития коммуникативных способностей дошкольников."

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем этот возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. Перед такими детьми встает проблема контакта, общения со сверстниками, где ребенок не принят, изолирован и отвергнут. А между тем внешнее становление отношений дошкольника со сверстниками – основное условие и важнейший фактор формирования и развития его личности.
Чрезвычайная актуальность данной проблемы становления взаимоотношений детей и поиски путей оказания помощи им до поступления их в школу обуславливает использование психогимнастики в воспитательно-образовательном процессе для формирования навыков невербального общения в старших группах дошкольного возраста.
Актуальность применения психогимнастики также обусловлена интеграцией реализации образовательных областей в психолого-педагогическом сопровождении образовательной деятельности на основании федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы. Так психогимнастика может быть частью непосредственно образовательной деятельности, совместной работы педагога с детьми и применяться в режимных моментах.
Цель данной работы – формирование у старших дошкольников невербальных компонентов общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- формировать у детей навыки практического владения выразительными движениями – невербальными средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой)
- развивать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении, чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других
- повысить уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать терпимость к мнению собеседника
- обучить приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения
- создать возможности для самовыражения.
Коммуникативная сторона общения предполагает обмен мнениями, переживаниями, желаниями. Она связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми с учетом их отношений между собой, установок, целей.
Во время общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения, следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны. Непосредственно контактное общение совершается не только с помощью речи, но и с помощью невербальных средств коммуникации – жестов, мимики, позы, голосовых, интонационных модуляций речи и т.д. Компоненты невербального общения играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности собеседника, помогают определить его настроение, чего он хочет или ожидает. Являясь неотъемлемым компонентом эмоций, невербальные средства достоверны (порой, даже более достоверно, чем слова) свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Можно говорить о существовании специфического языка – языка выразительных движений, без которых нормальное развитие и общение невозможно. Однако чаще всего люди пользуются ими непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.
Важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Психогимнастика по методике М.И.Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций.
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Психогимнастика реализуется не автономно, а в совокупности с другими формами работы:
- игры-драмматизации
- использование пиктограмм
- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение)
- дыхательная гимнастика (действует успокаивающе на нервную систему)
- мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей)
- двигательные упражнения руками (способствует межполушарному взаимодействию)
- чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).
Психогимнастика - это система игр и упражнений, в ходе которых дети получают много новых знаний, чувствуют себя ответственными за выбор своих действий и последствия этого выбора, учатся общаться и договариваться.
Для того чтобы отследить результативность применения психогимнастики, используются следующие методики диагностики (на входе и выходе исследования): «Определи выражение лица», направленная на определение уровня эмпатии и выразительной эмоциональности «Лицевые маски» Саввы Л.И., направленная на выявление способности к адекватному опознанию эмоционального состояния другого человека по его лицу «Составление невербального портрета» Субботиной Л.Ю., позволяющая выявить умения в соотнесении отдельных невербальных признаков (глаза, губы и руки) между собой, создающих в комплексе динамические особенности образа, соответствующего определенному эмоциональному состоянию.
Предлагаю картотеку перспективного планирования по психогимнастике в подготовительной в группе и картотеку психогимнастических игр.

Тип документа: методическая разработка.
Целевой возраст: 5-7 лет

Количество закачек - 6.
Благодарностей - 0
Прокомментировать публикацию.

Опубликовано:
8 октября 2017 года
Эсполова Зарема
РОССИЯ
республика Коми, город Усинск







Педагогический мир

Рейтинг@Mail.ru    
Сайты клубной сети детских коллективов:
Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века»Международная детская Олимпиада «KIDOLIMP»Сайт полезных технологий для педагога «PEDMIX»Методический центр «NUMI»Международный фестиваль детского творчества «Южный Полюс»Международный фестиваль детского творчества «Апельсин»Фестиваль творчества детей с ОВЗМеждународная педагогическая олимпиадаКонструктор сайтов детских творческих коллективовМеждународная детская доска почетаМеждународная почетная книга отличников учебыФестиваль культуры и искуства «CULTNET»