Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы


Аннотация. Автор уделяет особое внимание интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством игры в шахматы. Исследователями в настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображения, памяти, кроме того, данная игра учит концентрации и умению в составлении стратегических планов. Несомненно, не все дошкольники смогут стать профессиональными шахматистами, но не это в данной игре является главным.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, интеллект, логическое мышление, игра в шахматы, старшие дошкольники

Gavryuchenkova Angelina

INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE THROUGH PLAYING CHESS

Abstract. The author pays special attention to the intellectual development of senior preschool children through playing chess. Researchers have now proved that playing chess promotes the development of basic cognitive processes: thinking, attention, imagination, memory, in addition, this game teaches concentration and skill in drawing up strategic plans. Undoubtedly, not all preschoolers can become professional chess players, but this is not the main thing in this game.

Keywords: pre-school educational institution intellect, logical thinking, chess game, senior preschoolers

Одной из приоритетных целей современного образования является воспитание и обучение, которое основано на усложнении и обогащении ментального опыта каждого ребенка; обеспечение всем детям поля деятельности и равные возможности для актуализации интеллектуального потенциала, который заложен в них природой и творческого проявления самовыражения.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена тем, что осуществляется поиск эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста [3, c. 12]. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, что готовит их к школьному обучению. В связи с этим отмечается необходимость в рассмотрения и уточнения понятия «интеллектуальное развитие» детей. Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы также продиктована тем, что в настоящее время исследователи продолжают искать эффективные методы, которые будут способствовать интеллектуальному развитию старших дошкольников. Уже доказано опытным путём, что в игре в шахматы содержатся огромные возможности для интеллектуального развития детей, начиная с раннего возраста. Но, к сожалению, на практике используется лишь незначительная часть таких возможностей.

Существует множество подходов к определению понятия «интеллект», «интеллектуальное развитие». В психологическом словаре интеллект определяется как (от лат. Intellectus – понимание, постижение) – способность осуществлять процесс познания и эффективно решать проблемы, в частности, овладевая новым кругом жизненных задач [6, c. 22]. А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова указывали: «Интеллект – это общая способность индивидуума осознанно настраивать свое мышление на требования, которые возникают. Это общая умственная приспособляемость к новым задачам и условиям действительности» [5, c. 34]. Н.С. Лейтес об этом понятии размышлял так: «Интеллектуальное развитие – это развитие логического мышления и речи» [2, c. 57]. В.Д. Поклонская об этом писал следующее: «Интеллект эквивалентен общей одаренности личности, представляя собой совокупность общих умственных способностей» [4, c. 79].

Итак, интеллектуальное развитие - это и уровень, и процесс познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: способностях, познавательных процессах, знаниях и др. Оно осуществляется в результате воздействия на дошкольника среды и обстоятельств жизни. Значение присуще и наследственному фонду задатков. Но в интеллектуальном развитии определяющая, ведущая роль отводится систематическому интеллектуальному воспитанию. Как указывают Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., оно включает целенаправленное педагогическое воздействие, организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы познавательных способностей и интеллектуальных действий [3, c. 12].

Отечественные психологи придерживаются мнения, что интеллектуальное развитие представляет собой непрерывный динамический процесс, который протекает в деятельности. В соответствии с этим определяется значимость включения ребёнка в активную, разнообразную, прежде всего, в ведущую деятельность. Таким видом деятельности может являться игра в шахматы.

Сегодня роль шахматной культуры в жизни общества так возросла, что ее стали считать одним из феноменов современной цивилизации.

В возрасте 5- 6 лет, дошкольники отличаются довольно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления. Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития дошкольников довольно важный факт. Повышаются требования, предъявляемые к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день.

Воспитательное значение шахмат чаще всего связывают с развитием интеллектуальных функций. Ученый Н.С. Лейтес указывал, что шахматы служат «…для усовершенствования искусства умозаключения и сообразительности» [2, c. 37].

Если педагог решил познакомить дошкольника 5—6 лет с азами шахмат, необходимо помнить, что этому возрасту свойственно:

- преобладание игры как ведущего вида деятельности,

- стремление добиться конечного результата, а не понять, как этот результат достигается,

- образный характер познавательных интересов, преобладание образного мышления над отвлеченными рассуждениями

- повышенная эмоциональность, страстное желание успеха и боязнь неудачи.

Дополнительная образовательная программа «Шахматы в детском саду» для детей 5-7 лет реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка.

Цели программы: создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредствам игры в шахматы.

Задачи программы:

- обучать правилам игры в шахматы;

- формировать устойчивый интерес воспитанников к игре в шахматы;

- содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики;

- формировать мотивацию к познанию и творчеству; активизировать мыслительную деятельность воспитанников;

- создать условия для формирования и развития коммуникативных, интеллектуальных и социальных компетенций воспитанников.

Поскольку шахматы – это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что, учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности. Начать это делать следует всем и каждому.

План обучения дошкольников шахматной игре рассчитан обычно на два года обучения, он охватывает следующие разделы:

- элементарные понятия о шахматах,

- элементы стратегии и тактики,

- техника игры [6, c. 15].

Каждый раздел обучения игре в шахматы включает несколько игровых занятий. Все занятия строятся на дидактических (игровых) принципах от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, с внесением элементов занимательности, новизны, периодического повторения пройденного материала с усложнением.

На игровых занятиях в простой и доходчивой форме дошкольники знакомят со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, элементарных правилах игры и некоторых её принципах, этике шахматной борьбы. Занятия носят комплексный характер, ребята усваивают не только шахматные, но и математические понятия, решают задачи по развитию речи, изобразительной деятельности.

Предпочтение отдаётся игровому методу обучения. Эффективными зарекомендовали себя такие приёмы, как дидактические игры: Шахматный теремок; Запретная фигура; Шахматное лото; Что общего?; Чего не стало?; Шахматная шкатулка; Пройди и назови поле; а ещё головоломки, игровые ситуации, сюрпризные моменты, сочинение сказок. Обучение игре в шахматы на доступном для детей уровне, используя дидактические принципы обучения: от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, внося элементы занимательности и новизны. Повышению качества обучения, поддержанию у ребят интереса к игре способствует использование мультимедийных обучающих программ «Шахматные сказки»; «Шахматные путешествия» и другие [3, c. 13].

Широко используется в качестве основного метода обучения старших дошкольников игре в шахматы игровой метод обучения шахматам. В занимательной форме дети постигают азбуку шахматной игры, получают уникальную возможность сразиться в шахматы со сказочными героями. Детский сад – это начальная школа, формой проведения мероприятий в дальнейшем могут стать тематические выставки, шахматные турниры совместно с родителями, изготовление шахматных фигур. Выставка детских рисунков на шахматную тематику. Такая система работы даст свои результаты.

Таким образом, шахматы в дошкольных образовательных организациях оказывают положительное влияние на совершенствование у ребёнка многих психических процессов и таких личных качеств, как аккуратность, собранность, логичность, а также шахматы развивают познавательные процесс: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, формируя начальные формы волевого управления поведением и развивая интеллект.

ЛИТЕРАТУРА

Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е., Теоретические аспекты введения исследовательской деятельности для развития творческих способностей в дошкольном возрасте//Воспитание и обучение детей младшего возраста. -2015. №1. С. 175.

Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы /Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. -10 -е изд., стер. -М.: Изд. центр «Академия», 2016. 624 с.

Новикова Г.П. Проблемы готовности организаций дошкольного образования к реализации ФГОС/Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А.//Педагогическое образование и наука. -2013. -№ 5. C/ 12 - 18

Поклонская В.Д. Факторные структуры интегральной индивидуальности старших дошкольников взависимости от типа родительского отношения//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №08 (август). ч.3. С. 79-81.

Сунцова А.В., Курдюкова С.В., Методы развития пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста//Современное дошкольное образование -2015. -№ 2 (54). -С. 34-43.

Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2-6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32с.,

Автор: Гаврюченкова Ангелина Олеговна
ВУЗ: РГСУ,
факультет социальной работы, кафедра социальной
педагогики и организации работы с молодежью

 

 


<<< Вернуться в каталог статей